Мастер-класс: логотип для Дизайн-центра микроэлектроникиПозади —
долгие переговоры с клиентом, на руках — техническое задание
и предоплата, а значит можно приступать к самому интересному этапу
работы над проектом: творчеству.
Сегодня мы будем творить логотип для Дизайн-центра микроэлектроники.
Дизайн-центр занимается разработкой микропроцессорных систем,
интегральных схем, печатных плат, радиочастотных устройств, конструкций
приборов и устройств. Дизайн-центр обеспечивает полный маршрут
проектирования готовых изделий: от выработки комплекса требований,
подготовки проектных спецификаций до изготовления опытных образцов,
адаптации дизайна и организации серийного производства.
Обзор рынка
Разработку начнем с обзора логотипов конкурентов. Необходимо это для
того чтобы выявить тенденции, штампы и затертые до дыр приемы,
используемые в данной отрасли. Тенденции мы учтем, штампы и приемы
запомним и сделаем все… по-другому.
Зачастую, если на рынке действуют 2-3 крупных игрока (как, например,
у нас на рынке сотовой связи), то кроме символики, необходимо учитывать
еще и застолбленные цветовые решения.
Открываем техническое задание (ТЗ), смотрим пункт «Конкуренты»,
который предварительно был любезно заполнен клиентом, и погружаемся
в ласковые волны глобальной паутины.
Спустя несколько часов удовлетворенно смотрим на отловленные
логотипы и снисходительно ухмыляемся. Что ж, в любом случае это еще
не повод расслабляться.
Так я и думал: излюбленная тема логотипов в данной отрасли — контактные дорожки микросхемы…
…точечки и окружности.
Работа с материалом
Этот этап, на мой взгляд, играет ключевую роль в работе над
проектом. Если он пройден впопыхах, абы как или вообще отсутствует,
то ни о каком хорошем логотипе не может быть и речи. Дизайнер еще перед
началом работы над логотипом должен с головой уйти в то пространство,
символом которого будет этот логотип. Он должен разобраться в деталях,
почувствовать нюансы, уловить смысл. Он должен буквально впитать
атмосферу той деятельности и того сообщества людей, именуемого
компанией, институтом или фондом, занимающихся этой деятельностью.
Сколько времени надо потратить на изучение материала, зависит
от нескольких факторов. Во-первых, от рода деятельности Компании.
Во-вторых, от времени выделенного клиентом на проект в целом. И,
наконец, от сознательности дизайнера, который сам планирует этапы
работы и решает насколько сильно он будет «впитывать» и насколько
глубоко «погружаться».
В данном случае, за родом деятельности компании стоял весь курс
электроники, начиная с элементарных частиц и заканчивая интегральными
схемами. Я потратил на «погружение» неделю и в очередной раз убедился,
что в жизни ничего не бывает просто так, даже лекции
по микроэлектронике и схемотехнике, которые я благополучно прогуливал,
считая, что знание принципов работы биполярного транзистора мне точно
никогда в жизни не пригодится.
На начальном этапе помогли материалы, предоставленные заказчиком:
по ним я составил список ключевых слов. По ключевым словам искал
информацию в сети. Сначала читал все подряд. Потом появилось понимание,
что конкретно читать и как много, а также понимание того, что до этого
читал совсем не то. Поиск информации стал осмысленным
и целенаправленным. Стала складываться общая картина. К концу недели
картина стала обрастать деталями, причем именно в тех местах, которые
были существенны для работы над проектом. В голове стали сами собой
появляться какие-то образы.
Кстати, если образы появляются уже на этом этапе, отмахиваться —
мол, не время еще — от них не надо. Их стоит фиксировать, сопровождая
комментариями, чтобы не забыть. Потом эти почеркушки обязательно
пригодятся на стадии творческого поиска.
Расписывая последовательность «погружения», я чуть не упустил одну
важную составляющую этого процесса. Во время работы с материалом у вас
всегда под рукой должен быть представитель Компании: какой-то
специалист, который пояснит вам какие-то сложные моменты, укажет
те направления, которые нужно проработать особенно тщательно, подкинет
материала.
Так вот, возвращаясь к образам, если они появляются, значит,
дизайнер уже ассимилировался в чуждом ему информационном пространстве,
начал чувствовать тонкости, уловил нюансы. Короче говоря, он близок
к «просветлению» или, проще говоря, к четкому пониманию того, в каких
направлениях будет идти поиск идеи. Если такое понимание есть, самое
время переходить к следующему этапу.
Выработка критериев
Критерии, служат своеобразными направляющими во время разработки
логотипа, а затем — на стадии анализа созданных вариантов. Они как
путеводная звезда не позволяют отклоняться от выбранного курса во время
творческого поиска, когда глаз «замыливается» и понимание сути вопроса
притупляется. К тому же давно известно, что ограничения стимулируют
на поиск острых, не стандартных решений.
После работы с материалом были выделены следующие критерии, которыми я руководствовался впоследствии:
1. Компактность.
Основание для критерия: интегральные микросхемы стремятся
к миниатюризации размеров элементов и уплотнению размещения элементов
на подложке.
Прямое следствие из критерия: логотип должен иметь форму круга или квадрата, как самых компактных фигур.
2. Динамика
Основание: а) скорость работы ИС возрастает пропорционально увеличению плотности размещения элементов. б) состояние элементов микросхемы постоянно изменяется с одного состояния на другое
Следствие: логотип должен быть несимметричный
3. Дуальность (двойственность)
Основание: а) булева логика, основанная на двоичной системе исчисления б) электрон и атом, положительный и отрицательный заряд
Следствие: в логотипе с помощью конструкции или цвета должна быть
выражена двойственная природа процессов происходящих в микросхеме.
4. Линейность
Основание: в ИС происходят непрерывное (хотя и дискретные) процессы.
Изменение состояние одного элемента влечет изменение состояния другого.
Следствие: при разработке логотипа необходимо учитывать этот
критерий, отдавая предпочтения линейной структуре построения перед,
к примеру, точечной.
5. Дробность (сложность)
Основание: ИС — сложный механизм, который состоит из различных
блоков, те в свою очередь из более мелких блоков (регистров и пр.)
и так далее до атомов и электронов. Структура устройства многократно
дробится.
Следствие: конструкция логотипа должна отражать сложность внутри простой формы.
6. Точность
Основание: данный критерий практически не требует объяснения.
Точность — основное требование, предъявляемое к микроэлектронным
устройствам.
Следствие: в знаке должны присутствовать тонкие, мелкие детали, которые будут символизировать точность.
7. Напряженность (близость противоположных элементов на грани контакта)
В данном случае имеется в виду не физический термин.
Основание: КМОП-технология основанная на p-n-переходе, в котором
толщина и длинна канала постоянно уменьшается. Эмиттерный
и коллекторный переход постоянно приближаются друг другу, а величина
запирающего слоя оксида кремния уменьшается до предельной. Все элементы
находятся в постоянном напряжении, все на чуть-чуть, все на нанометрах.
Есть все основание полагать, что и в других технологиях
(нанотехнологии, сверхпроводимость) напряженность присутствует, поэтому
данный критерий можно считать не зависящим от технологии.
Следствие: в логотипе необходимо создать точки или области близости
разноименных элементов, дабы имитировать напряжение между ними.
8. Внетехнологичность
Основание: знак должен быть рассчитан на то, что через несколько
десятков лет технологии производства ИС кардинально поменяются. Знак
должен оставаться актуальным и не устаревать морально.
Следствие: опираясь на известные в настоящее время технологии
(КМОП), устройства (полупроводниковый транзистор) и логику (булева
логика) при разработке знака нельзя пользоваться распространенными
схематическими образами, вызывающими однозначные ассоциации. Необходимо
придумать универсальный, вневременной знак.
Тема сложная, многогранная, поэтому критериев получилось много. Как
правило, трех-пяти критериев достаточно для формирования четкой схемы
работы над знаком. В данном случае, уже понятно, что строго
придерживаться всех восьми не реально. Для себя определим, что разные
варианты знаков должны удовлетворять разным наборам критериев,
пересекаясь в основных: компактность, дуальность, динамика и напряженность.
Список можно показать заказчику как некий промежуточный результат
работы. Возможно, он как-то его скорректирует или даст какие-то ценные
замечания.
Творческий поиск
Такое громкое название, а что под ним скрывается? Да ничего
особенного: сидим в кресле, слушаем любимую музыку, задумчиво водим
по бумаге карандашом, рисуем точечки, палочки, закорючки. Изредка они
приобретают какую-то осмысленную форму. Это вехи творческого поиска,
т.е. какие-то результаты.
Результаты бывают разные. 80% «осмысленных форм» летят в корзину
прямо в процессе поиска. Летят по разным причинам, про которые долго
рассказывать. Еще 15% отсеиваются на стадии анализа, когда созданные
прототипы анализируются в соответствии с описанными ранее критериями.
Остается несколько процентов зерен (тех самых, которые отделены от
плевел).
Принципиально не использую на этом этапе компьютер, потому что
только мешает. Скорость поиска и его вариантность значительно
снижаются. Найдя какую-то идею, увлекаешься и начинаешь ее «мучить»,
доводить до ума и наводить лоск, а это совершенно лишнее. Все просто:
творческий поиск — работа на количество, а не на качество.
И вот этап творческого поиска на исходе, вы выжаты как лимон,
на полу и вообще везде в окружающем вас пространстве валяются десятки
исчирканных листочков, а где-то среди них жирными кружочками
и восклицательными знаками отмечены 5-10 вариантов рабочих идей.
Рабочих в том смысле, что они перспективные и с ними можно дальше
работать.
Лирическое отступление про творческий кризис и вдохновение
Понятно, что творческий поиск не может проходить равномерно. Любой
творческий поиск рано или поздно заканчивается творческим кризисом.
Речь сейчас не о глобальной дипрессухе, а о маленькими локальных
ступорах. Природа их не ясна, хотя лично я бы с удовольствие почитал
какое-нибудь исследование о методах предупреждения и борьбы
с творческими кризисами.
Каждый с ними борется по своему. Начиная от прогулки по свежему
воздуху и заканчивая кофеинами-амфетаминами. Но конечно самый
распространенный способ борьбы со ступором, которым пользуются
и безызвестный фрилансер и работник крупной дизайнерской конторы —
глянцевый каталог The Best of the Best of Super Logos (название
условно)!
На самом деле, ничего плохого в каталогах нет, просто надо уметь ими
пользоваться. Вот, например, хвататься за каталог в самый разгар
творческого поиска в надежде подсмотреть там какой-нибудь революционный
дизайнерский прием совершенно не стоит. Каталог — это допинг.
И совершенно не уместно его применять, когда вы еще полны сил
и творческой энергии. Творческий кризис — это иллюзия вашей творческой
импотенции, последствие переутомления. Надо чем-нибудь вдохновиться
и все пройдет, даже не вдохновиться, а просто немножко передохнуть
от постоянных умственных усилий. И каталог тут не поможет. Только
загрузит еще больше.
Чем же побаловать свой уставший взор и изнуренный мозг? Банально —
тем, что его радует. Уже давно настроенный на нужную волну, мозг сам
выделит из, казалось бы, отвлеченных произведений, необходимую вам
эссенцию. Побродите по сайтам любимых иллюстраторов, посмотрите работы
какого-нибудь художника, сходите на фото-выставку.
Чтобы не быть голословным, приведу пример одной единственной работы,
которая вывела меня в данном проекте из творческого ступора. Это была
картина Микеланджело «Сотворение Адама».
Глядя на эту картину, я понял, что передо мной
первый в мире транзистор: еще секунда и Адам из состояния 0 перейдет
в состояние 1!
Ничего более напряженного я в жизни своей не видел. Кажется, что сейчас между перстами Всевышнего и Адама проскочит искра.
Отрисовка
Мы остановились на том, что у нас на руках несколько черновых
набросков и, наконец, настал тот момент, когда можно воспользоваться
компьютером. Пользуемся.
Отрисовка, несмотря на то, что от названия веет рутинной
и вторичностью, на самом деле является полноценным творческим
процессом. Как видно из иллюстраций, некоторые наброски претерпели
кардинальные изменения, сохранив лишь основную идею.
Некоторые идеи очень сложно реализовать карандашом или электронным
пером, без точной, детальной прорисовки, и в виде набросков они играют
исключительно концептуальную роль. Даже если графический образ
получается никакой, мы-то, дизайнеры, интуитивно понимаем, что из идеи
можно еще много чего выжать, воспользовавшись точными инструментами
графической программы. Это как раз тот этап, когда компьютер может
действительно помочь в творчестве.
Анализ вариантов
У нас есть 7 потенциальных вариантов логотипа. Но это совершенно
не означает, что их все нужно выложить перед заказчиком. Да, у него
будет более чем богатый выбор, но это сомнительный плюс. Практика
показывает, что когда у человека далекого от дизайна слишком большой
выбор, он теряется и выбирает не самый лучший вариант. Дизайнеру же
сделать такое большое количество вариантов «на отлично» очень сложно,
а главное — не нужно. Поэтому необходимо провести предварительный
отбор, тем самым мы облегчим выбор клиенту и повысим качество работы,
так как у нас останется больше сил и времени на основательную доработку
оставшихся вариантов.
Сколько вариантов показывать заказчику? Я склоняюсь к трем. Хотя
некоторые предпочитают показывать вообще два варианта, утверждая, что
и от трех вариантов у заказчика глаза разбегаются, и на результат
выбора начинают сильно влиять человеческие качества, превращая выбор
логотипа в рулетку. Таким образом, больше чем над тремя вариантами
работать можно, но если у проекта щедрый бюджет и обширные временные
рамки, потому как все варианты должны быть одинаково качественными. Количество вариантов надо оговаривать, само собой, еще до начала работы.
Итак, проводим анализ. И опять мы обращаемся к выработанным нами
критериям. Только анализ на этот раз проводится более взвешенно
и основательно. Также неплохо на этом этапе показать логотипы
одному-двум коллегам. При этом, помня о конфиденциальности,
рассказывать о проекте совершенно не обязательно. Достаточно, чтобы
коллеги оценили конструкцию знака, его оригинальность, соответствие
критериям.
Например, я на этой стадии обычно пребываю в состоянии легкой
эйфории от предвкушения конца работы. Два огромных этапа — работа
с материалом и творческий поиск — позади, и мне поскорее хочется
закончить работу и показать результат заказчику (и, конечно же,
услышать от него восхищенные отзывы). В такой ситуации зачастую
довольно резкие отзывы коллег являются холодным душем, заставляют
взглянуть на работу критическим взглядом и вовремя исправить ошибки,
которые «замыленный» глаз не видит.
Варианты отобранные в результате анализа
Доработка выбранных вариантов
Не смотря на то, что в выбранных вариантах конструкция знака явно
прослеживается, они по-прежнему далеки от совершенства. Поэтому опять
включаем любимую музыку и приступаем к завершающей стадии работы над
логотипом. Крутим, вертим, подвергаем сомнению каждый изгиб формы,
делаем много вариантом и сравниваем их между собой.
У художников есть такое понятие — «перегореть», т.е. заработаться
и своими дальнейшими «усовершенствованиями» начать портить работу. Так
вот главное — вовремя остановиться и понять, что логотип готов. Но быть
готов логотип должен. Ни в коем случае нельзя надеяться на то, что вот
сейчас набросаю быстренько сырые варианты, а потом, когда заказчик
выберет, тогда и доработаю. Потом может быть поздно.
Итак, варианты готовы. Кладем на блюдечко с голубой каемочкой
и подаем под пикантным соусом. Я имею в виду красноречивые комментарии.
Ведь должны же мы пояснить заказчику, что символизирует его новый
логотип, чтобы он с гордостью мог написать об этом в корпоративной
документации.
Логотип символизирует p-n-переход, а также переход состояния (0/1,
сигнал/нет сигнала). В логотипе отображена динамика уменьшения размеров
элементов интегральной схемы (белые квадраты на диагонали). Цветовая
палитра логотипа составлена из двух чистых (с точки зрения
полиграфического процесса) красок: голубой и пурпурной и символизирует
положительные и отрицательные элементарные частицы в проводящем
материале.
Логотип символизирует микросхему, p-n-переход, а также переход
состояния (0/1, сигнал/нет сигнала). В логотипе отображена динамика
уменьшения размеров элементов интегральной схемы, посредством трех
градаций размеров: большой квадрат — габариты логотипа, квадраты
среднего размера, из которых он состоит, и маленький квадрат, который
получен путем пересечения двух средних квадратов. В логотипе показана
динамика увеличения плотности размещения элементов микросхемы: два
квадрата с разреженной штриховкой, квадрат по середине с удвоенной
штриховкой. Цветовая палитра составлена из 2 чистых цветов,
символизирующих положительный и отрицательный заряды.
Логотип
символизирует работу транзистора. Знак можно интерпретировать как схему
энергетических уровней в момент переключения транзистора. Также можно
его рассматривать как условное изменение направление тока (тонкая
темная линия) от эмиттера к коллектору в момент переключения
транзистора. Наконец три графических элемента объединенные в одну
композицию символизируют элементы транзистора (верх — эмиттер,
середина — база/канал, низ — коллектор). Если переключить восприятие
на белые формы знака, то две белые линии символизируют управляющий
сигнал (верхний) и управляемый (нижний), который меняет свое состояние
при получении управляющего сигнала.
На этом работа дизайнера практически заканчивается. Впереди трудный выбор клиента, битва за гармонию и торжественное разрезание ленточек. Далее — работа над фирменным стилем. Но это уже совсем другая история.
http://eldesign.ru/write/identity/article03
|