АНТОН ОСЬМАК - ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация работы редакции газеты
Организация работы редакции газеты

http://duch.ucoz.ru/publ/1-1-0-25


Введение


Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив (от лат. collektivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами.
В обществе существует множество различных коллективов – трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого из них – своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов.
Все это полностью относится и к редакции.
Редакция – это, прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства.
Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов.
Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания – газеты – и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей.
Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты.
Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.
Данными положениями и определяются особенности организаций современной редакции газеты, которые мы и рассмотрим в данном исследовании на примере организации работы редакции газет «Петербургский репортер».
Высокая теоретическая и практическая актуальность данной темы объясняется высоким уровнем СМИ в жизни нашего общества и в тоже время необходимостью реформирования организации выпуска газет и журналистского творчества в современных условиях.
1. Редакция газеты: сущность и особенности организации работы
1.1. Сущность редакционной работы

Итак, специфика редакции заключается и в том, что это производственный коллектив.
В отличие от непроизводственных коллективов, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства.
Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция – определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители – номера газеты.
Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска газетных номеров. Материалы этих выпусков должны в определенное время поступать к читателям.
В процессе своей деятельности редакция должна зарабатывать, получать прибыль, обеспечивая свое существование и выпуск газеты. Не следует, однако, проводить прямую параллель между редакцией и, например, коллективом промышленного предприятия.
Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном – литературный коллектив.
Большая часть его работников – журналисты – занимаются творческой деятельностью – литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.
Социологи рассматривают редакцию,
во-первых, как малую социальную группу – коллектив, объединенный общностью целей и интересов его членов, с особыми, специфичными для него связями и отношениями.
во-вторых, что особенно важно, как саморазвивающуюся систему.
Как любая система, она представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями.
При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности.
Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, прежде всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, присущую ему функцию.
Но их объединение – редакционный коллектив – способен решать общую задачу – выпускать коллективное журналистское произведение – номер газеты, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии.
В результате внешних и внутренних воздействий редакционная система развивается и совершенствуется, устанавливаются оптимальные в данной ситуации величина, состав и структура редакции.
Одним из важнейших факторов, определяющих эти характеристики, как и специфику организации ее работы, являются особенности журналистского труда.
1.2 Моделирование работы редакции

Под моделью мы понимаем упрощенный аналог какого-либо реального объекта – предмета, явления, процесса. Воспроизводя с помощью модели структуру, качество, работу объекта, можно понять особенности его деятельности и реальные возможности.
В журналистике модель становится образцом, в котором концентрируется опыт передовых редакционных коллективов, качества лучших периодических изданий. Моделирование экономит время и силы журналистов, упрощает процесс управления коллективом. Значение моделирования резко возросло с использованием в редакции электронной техники, без разработки модели периодического издания его выпуск становится невозможным.
В редакционной практике применяют несколько видов моделей.
Описательная модель – развернутое описание моделируемого объекта или процесса.
Графическая модель – чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы отображаемого объекта и связи между ними.
Физическая модель – копия отображаемого объекта в измененном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты.
Что моделируют в журналистике?
Структуру редакции, работу ее коллектива – на всех этапах подготовки и выпуска периодического издания, само издание – газету.
Данный процесс мы и рассмотрим в последующих главах на конкретном примере – редакции газеты «Петербургский репортер»
2. Модель организации работы редакции газеты «Петербургский репортер»

2.1 Формы представлений модели организации работы редакции газеты «Петербургский репортер»

Мы можем представить модель организации работы редакции газеты «Петербургский репортер» в виде оргасхемы – чертежа, воспроизводящего все элементы редакционного коллектива, все его подразделения.
Это позволит указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию – подчиненность и координацию, направление потоков информации, циркулирующей в коллективе.
На оргасхеме мы показываем изменения структуры редакции, ее развитие, обозначая новые подразделения и их место в коллективе.
С помощью оргасхемы мы будем контролировать контакты всех компонентов редакции, предотвращают дублирование и параллелизм в процессе управления, устанавливают между подразделениями коллектива самые рациональные – прямые и короткие – линии связей.
Оргасхема удобна и тем, что допускает любую степень детализации – вплоть до обозначения на ней места и связей конкретных работников – журналистов, технических и коммерческих сотрудников.
В редакциях пользуются сетевыми графиками самой разнообразной формы и структуры, видоизменяя их и приспосабливая к нуждам и особенностям каждого коллектива. Мы в данном случае приводим пример такого сетевого графа принятого в газете «Петербургский репортер» (см. рис. 1).

Рис.1

1– Руководство центром. 2 – Ведущие редакторы. 3 – Редакторы. 4 – Диспетчеры. 5 – Корреспонденты. 6 – Группа мониторинга. 7 – Редакция газеты.
Структура информационного центра пресс - группы газеты «Петербургский репортер»
Модель структуры редакции должна быть обязательно представлена и в форме описания, в котором фиксируется место каждого подразделения, его роль и обязанности.
Такое описание нередко составляет часть памятки или положения об обязанностях сотрудников.
Таким образом, мы создаем оптимальный вариант модели организации работы редакции газеты «Петербургский репортер» – соединение оргасхемы с приложенным к ней описанием-комментарием всех ее элементов.
2.2 Моделирование работы коллектива

Моделирование работы коллектива имеет важнейшее значение для его руководителей газет «Петербургский репортер», прежде всего для ответственного секретаря, так как открывает возможности, с одной стороны, точно определять конкретные задачи любого отдела или службы редакции, его роль в подготовке как очередного, так и последующих номеров издания, и, с другой – осуществлять повседневный контроль выполнения этих задач.
Мы моделируем все основные этапы подготовки и выпуска номера. Особенно успешно поддаются моделированию те процессы редакционной деятельности, для которых характерна цикличность. Например, работа секретариата, отличающаяся повторением циклов производственно-творческих операций.
В нашей редакции моделируется подготовка периодического издания. Такая модель имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции.
Такая модель должна дополняться сетевым графиком.
В нем указывают основные параметры хода подготовки издания – его номеров и комплекта – недельного, месячного и т.д.
А именно:
- дату – число и день публикации материалов номера,
- их характер – разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены,
- жанры и объем будущих публикаций,
- отделы или журналистов, ответственных за их подготовку.
Такой график имеет форму сетки, в головке которой обычно указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике – тематические рубрики и полосы номера.
В квадратах, образуемых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индексами), объем материалов, их жанры и т.д.
Сетевой график позволяет нам управлять работой не только всей редакции, но и каждого ее творческого подразделения.
Так моделируется работа любого отдела: график дает руководителю и журналистам представление об их задачах и обязанностях в подготовке очередного номера.
В нашей редакции секретариат моделирует процесс сдачи материалов в виде графика, устанавливающего очередность и время представления материалов отделами. Это позволяет предотвратить штурмовщину в подготовке номера, повысить качество работы над его материалами в секретариате.
В редакции газеты «Петербургский репортер» пользуются моделью процесса производства очередного номера в виде графика его выпуска.
Такой график отражает выпуск номера по всем производственным операциям – от направления материалов в набор до окончания печатания тиража.
2.3 Перспективные направления развития моделирования в организации работы редакции газеты «Петербургский репортер»

Итак, моделирование помогает проведению различных коллективных акций и массовых мероприятий редакции.
В связи с этим в редакции газеты «Петербургский репортер» полезно разработать модель проведения типовой кампании. Она должна получить вид описания, в котором разработаны все ее основные компоненты и этапы – подготовка, планирование, организация (начало, развитие, кульминация, завершение, подведение итогов).
Однако моделирование работы редакции или ее подразделения даст ожидаемые результаты лишь при соблюдении нескольких условий.
Первое из них – достаточная конкретность модели. Слишком общая модель, пользы не приносит, так же как излишняя детализация модели, ее перегрузка множеством характеристик дает не наилучший эффект. Очевидно, надо найти свою – оптимальную для нашего коллектива – меру моделирования его деятельности.
Второе условие – обязательность модели для всех членов коллектива. Она становится законом редакционной жизни.
Контролем выполнения сетевого графика, эффективности модели работы редакции в нашей редакции занимается секретариат.
Что касается моделирования творческого процесса создания журналистского произведения, индивидуального труда журналиста, то эта задача представляется весьма сложной.
Слишком много субъективных факторов приходится учитывать при ее решении: способности авторов, их профессиональный опыт, оперативность, особенности характера и т.д.
Можно выделить лишь основные этапы и моменты этого творческого процесса: определение темы будущего выступления, методов сбора информации, ее анализа и обобщения полученных результатов и т.д. На этой основе можно дать лишь примерные рекомендации направления и характера действий при подготовке материалов в разных жанрах и формах.
3. Оптимизация модели организации работы редакции газеты «Петербургский репортер»
3.1 Параметры разрабатываемой модели организации работы редакции газеты «Петербургский репортер»

Надо сказать сразу, что речь у нас идет о его долговременной модели.
В ней должны быть даны все его важнейшие характеристики.
Такая модель формируется с учетом многих факторов, прежде всего:
- целей и задач издания,
- его типологической специфики,
- особенностей аудитории,
- характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др.
Эта общая модель состоит из трех главных частей:
- содержательной,
- композиционной,
- графической.
Важнейшая из них – содержательная модель издания.
Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать.
Это станет основой моделирования нашей газеты.
В ней определяют:
- цели и задачи издания,
- содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической).
Модель раскрывает и структуру содержания газеты:
1. связи важнейших тематических направлений,
2.их «удельный вес»:
- значение,
- соотношение,
- пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни и предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп.
В нашей газете мы позиционируемся как источник «полезной и позитивной городской информации» именно на этом будет строится наша модель в перспективе.
Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания – информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели нашего издания мы разрабатываем ее в форме развернутого описания.
В соответствии с принятым нами позиционированием соотношения публицистических материалов информационного позитивного характера у нас составляет 70 к 30 по отношению с информационно негативными материалами.
На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель.
Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.
Композиционная модель может представлять собой описание.
Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания. (См. рис.2)


Рис.2
Сетевой график газеты «Петербургский репортер»
(вариант недельного сетевого графика городской газеты, выходящей 5 раз в неделю на четырех полосах формата А2)

Графическая модель газеты строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его внешнего «лица», главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна, предотвращается субъективизм и вкусовщина.
Эта модель также имеет форму описания. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы газеты, которые собирают в особый альбом или закладывают в память компьютеров, на которых работают сотрудники редакционного секретариата. Применение таких стандартных макетов упрощает управление процессом выпуска газеты.
3.2 Планирование деятельности редакции

Модели издания и работы редакционного коллектива конкретизируются в процессе планирования деятельности редакции и номеров газеты «Петербургский репортер».
Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана.
Возникновение в нашей стране информационного рынка привело к изменению печатных периодических изданий, выходящих в России, характера деятельности их редакций и, в частности, к разрушению прежней системы редакционного планирования.
Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Это мотивировалось невозможностью предугадывать развитие событий сформирование политических и экономических ситуаций в условиях непрерывных быстрых изменений в жизни российского общества. От прежней системы редакционного планирования в нашей газете остались лишь оперативные планы – недельные, очередных номеров, а также – в некоторых редакциях – планы индивидуальной работы журналистов.
Однако, отказ от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению, многочисленным просчетам и ошибкам.
Формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» – в последний момент перед подписью полос в печать – препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность.
Это приводит к переосмыслению основ планирования редакционной деятельности и к стремлению использовать наиболее ценный опыт, перспективного планирования.
При составлении плана как конкретной программы деятельности редакции учитываются три критерия: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования.
Устанавливая объект планирования, мы решаем, каким будет содержание плана, какая информация должна быть опубликована в периодическом издании. Содержание плана при этом формируется по двум направлениям: тематическому и организационному.
Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций.
Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Таким образом, редакционный план имеет содержательно-организационный характер.
Устанавливая субъект планирования, решаем кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия. Они определяют направление плана, его цели и главные задачи. Они же принимают и окончательное решение, утверждая план, который становится документом – основой работы всего коллектива. Такое общее планирование – важный компонент процесса руководства редакцией.
В роли субъекта планирования выступает секретариат редакции. Он формирует общередакционные планы, которые затем представляет руководству на рассмотрение. Секретариат разрабатывает и некоторые специальные планы – газетных кампаний и др.
Последний критерий – период планирования, т.е. время действия плана. Все редакционные планы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и оперативные. В плане работы огромную роль играет временной фактор. В долгосрочном плане он определяет лишь период – перспективу. В других планах время конкретизируется – до определенных дат и сроков – сдачи материала, выпуска номера и т.д.
Редакционному плану газеты «Петербургский репортер» предъявляют жесткие требования: он должен соответствовать целям и задачам периодического издания, его модели, входить в систему планирования, обеспечивать ее конкретность и оперативность.
Немалую роль в этой системе играют специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др. Обычно эти планы и акции охватывают большой период и способствуют целеустремленности работы коллектива.
Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах, поставленных как перед подразделениями коллектива, так и отдельными журналистами. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта.
Наименее детализирован перспективный план, в нем подчас ограничиваются указанием основных тематических направлений публикаций.
Несравненно конкретнее рабочие, особенно оперативные планы – недельный и отдельного номера.
План отдела детализированное общередакционного плана. Как и недельный план редакции, он должен давать основу – информацию для реального задания журналисту, содержащего основные характеристики его будущего выступления.
Все редакционные планы в газете «Петербургский репортер» строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.
Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования.
На составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено.
Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов. Без такого контроля большая часть плана может остаться на бумаге или в памяти компьютера. А руководство редакции, в частности ее секретариат, рискует лишиться информации, необходимой для обеспечения процесса непрерывного планирования работы коллектива.
С выходом средств массовой информации на информационный рынок в систему планирования деятельности редакции газеты «Петербургский репортер» вошел новый элемент – бизнес-план.
Он определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.
Заключение

Итак, мы выяснили, что моделирование – эффективный метод управления редакционным коллективом.
Однако опыт, накопленный в ходе его применения, показал, что ожидаемый управленческий эффект он может дать лишь при правильной оценке его возможностей.
Дело в том, что слишком жесткая модель издания – сетевой график, покрывающий полностью всю площадь номера, иногда неожиданно приводит к снижению уровня творческой деятельности журналистов.
До введения такого графика в редакционном секретариате газеты «Петербургский репортер» обычно идет «конкурс» сданных в номер материалов.
Секретариат отбирает лучшие из них, возвращая остальные на доработку.
После введения жесткого графика творческий конкурс может постепенно сойти на нет. Каждый отдел редакции получает в номере «гарантированное» ему графиком место – для рубрик, за которые он отвечает. Это создает для иных журналистов возможность, при слабом контроле, снижать интенсивность своей работы.
Другое нежелательное следствие введения жесткого графика связано с необходимостью публикации в номере незапланированных актуальных, сенсационных материалов, неожиданно поступивших в редакцию.
В этом случае приходится переверстывать номер, освобождая место для новых текстов и иллюстраций.
Часть материалов и рубрик, предусмотренных графиком, изымаются из номера и направляются в «загон», где дожидаются возможности для их публикации. За это время некоторые из них теряют свою актуальность и идут «в корзину».
Для того чтобы избежать этих нежелательных эффектов, целесообразно уменьшить жесткость модели издания.
Оптимальные результаты сетевой график дает, если он покрывает не более 60–70% площади газетного номера.
Остальная его часть используется или для публикации оперативной информации, неожиданно поступившей в редакцию, или для организации «конкурса» незапланированных материалов.
Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным.
На этой основе создают годовые модели, которые затем конкретизируют в моделях номеров газеты, выходящих в разные дни недели или разные месяцы. Модель номера представляет собой описание его содержания, структуры, композиции и внешней формы.
В редакции городской газеты «Петербургский репортер» успешно использовали стандартные бланки – модели номера каждого дня недели.
В этих моделях учли различия номеров рабочих дней и номера выходного дня, выпускаемого в конце недели и предназначаемого для чтения в субботу и воскресенье.
Значение моделирования работы редакционного коллектива и периодического издания особенно возрастает в связи с использованием электроники в процессе подготовки и выпуска газеты. Без использования моделей, заложенных в память редакционных компьютеров, выпуск периодического издания невозможен.

Литература

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М. 2008 – 340 с..
2. Блажнов Е.А. Паблик рилеишнз. Приглашение в мир цивилизованных и рыночных общественных отношений: Учеб. пособ. — М., 1994.
3. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М.: ЭСКМО, 2005 – 340 с.;
4. Ворошилов В. В. Журналистика и бизнес: реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации: Учеб. пособ. — СПб., 1993.- 280 с.
5. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. — СПб., 1997.- 340 с.
6. Георгиев Д.К. Режиссура газеты. М., 2007 – 280 с..
7. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.- 180 с.
8. Горохов В.М Основы журналистского мастерства. М., 2008 – 340 с.;
9. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред. -сост. А.Г. Рихтер. М.: Право 2008 – 420 с.
10.Лазутина Г.В. Технология и методика организации журналистской работы. М., 2008. 286 с.
11. Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 2006 – 220 с.;
12. Мельник Г.С., Почкай Е.П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 2004 – 240 с.;
13. Методы работы редакции / В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский и др. М., 2007 = 380 с.;
14. Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 2003 – 340 с.;
Категория: Мои статьи | Добавил: osman (28.02.2011)
Просмотров: 8142
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Мини-чат